"Всегда полезно взглянуть на себя со стороны"

29.07.2024

Какие качества отличают опытного разыгрывающего и какие пробелы хочется восполнить после завершения карьеры, рассказал новичок петербургского гандбольного "Зенита" Артем Кулак.

- Говоря о переходе в «Зенит», Вы отмечали, что достаточно долго обдумывали этот шаг. В то же время на площадке разыгрывающий должен принимать достаточно быстрые решения. Можете ли сказать, что в гандболе и в быту Артем Кулак - один и тот же человек?

- Скорее, два разных человека. В жизни я более спокойный, где-то тактичный. Стараюсь просчитать спокойно все варианты. В игре же становлюсь значительно более темпераментным, на площадке легко завести меня.

- Наверное, как никто другой, разыгрывающий на площадке должен быть в определенной степени хитрым, непредсказуемым для соперников. А бывает ли такое, что сами для себя в каком-то эпизоде оказываетесь непредсказуемым?

- Как говорят, холодная голова и горячее сердце. Ты должен рассчитывать наперед ходы. Смотреть слабые стороны соперника, сильные стороны и кто сегодня хорошо играет в твоей команде, делать на этом акцент. Поэтому чего-то безумного от разыгрывающего все-таки тяжело ждать.

- Как раз в тот момент, когда Вы начинали заниматься гандболом, а это был уже вполне осознанный возраст, не восемь или девять лет, в чемпионате Беларуси в борьбу БГК имени Мешкова и СКА-Минска вмешалось минское «Динамо». Что запомнилось, пока еще наблюдали за играми сильнейших со стороны?

- Интересно было наблюдать. Действительно основная борьба долгое время разворачивалась между СКА-Минском и Брестом, а потом появился такой отличный проект как минское «Динамо». Там много было и белорусских игроков отличных, и легионеры приезжали. И, так как я учился тогда в училище олимпийского резерва в Минске, я часто приходил на матчи, наблюдал, что-то черпал для себя.

- А каков в те годы был баланс сил в белорусском гандболе среди команд Вашего возраста, то есть ребят 14-15 лет?

- У нас есть такие соревнования - олимпийские дни молодежи. Они проводятся среди школьников. И сильными регионами по моему возрасту считались Брест, Минск, Гродно. То есть вот эти три региона в принципе всегда выдавали хорошие результаты.

- Из тех игроков, с которыми Вы буквально с первой тренировки вместе начинали заниматься гандболом, кто-нибудь пошел в карьере так же далеко?

- Андрей Юринок. На гандбол мы пришли в одно время, да и вообще мы с ним с одного двора, с одной школы. И так получилось, что и потом в училище олимпийского резерва поехали вместе, вместе впоследствии выступали и за команду из Бреста. В результате он там остался и до сих пор играет, а я затем выступал за «Чеховских медведей» и вот сейчас в «Зените».

- А трудно ли тогда, в первую очередь психологически, было сменить белорусский чемпионат на российский и отправиться в Подмосковье?

- В Бресте я играл пять лет и, конечно, привык. У меня там много друзей, близких, семья, я там вырос. Поэтому скажу так: не то, чтобы переживал, просто шел в новую команду, и некоторая тревога была. Но это не были какие-то тяжелые переживания. Понятно, что в какой-то момент все новое становится обыденным.

- Как бы Вы оценили изменения в своей игре за время, которое провели в составе «Чеховских медведей»?

- Судить тяжело. Делать это лучше человеку со стороны - тренеру или эксперту. Не знаю. Наверное, можно сказать, что я применяю и какие-то движения, которым научился в училище олимпийского резерва, в юношестве. Потом что-то почерпнул в Минске, потом в Бресте. И из этого в результате сформировался такой человек, такой игрок, как я. Нет такого, что в Чехове я играл так, в Бресте так, в сборной так. Я думаю, что все по чуть-чуть по деталям собирали меня как игрока.

- Если говорить про опыт применительно к разыгрывающим, в чем он проявляется или, по крайней мере, должен проявляться у игроков этого амплуа?

- Наверное, главный критерий - это хладнокровие в концовках матчей, особенно важных. Просчитать в такие ответственные моменты оптимальную стратегию, на мой взгляд, это и есть показатель хорошего или даже отличного разыгрывающего.

- В минувшем сезоне и «Зенит», и «Чеховские медведи» иногда использовали схему с двумя разыгрывающими на площадке. Можно ли предположить, что петербуржцы сыграют и с тремя одновременно? Или это из области фантастики?

- Не знаю, сейчас на каждой позиции в «Зените» есть по два, а то и по три гандболиста высокого уровня. Поэтому подобная тактика будет какой-то особенно крайней мерой, чтобы действительно удивить соперника и в том числе, наверное, нас самих (улыбается - прим.). Но повторюсь, это должна быть какая-то экстраординарная ситуация.

- Спортивная или даже гандбольная семья, как в Вашем случае, - отнюдь не редкость, но отношение к профессиональным разговорам дома все же бывает разным. Для Вас подобные обсуждения - табу? Или, наоборот, с этим проблем нет, и можете дома активно обсуждать Ваши матчи или матчи Вашей супруги?

- С супругой вместе мы уже довольно давно, поэтому чувствуем друг друга. И если ты чувствуешь, что в этот день можно поговорить на эту тему с человеком, когда он сам изъявляет желание, мы без проблем сидим, общаемся, где-то даже подкалываем друг друга. А если ты видишь, что человек расстроен или в уставшем состоянии, тогда, конечно, никто не будет на эту тему говорить, и мы просто ужинаем, разговариваем на отвлеченные темы и так далее.

- В любой профессиональной команде нет недостатка в предматчевых и послематчевых видеоразборах. А если сами для себя смотрите ту или иную игру - с собственным участием или без - за какими моментами пристальнее всего наблюдаете?

- Зачастую, когда играешь, видишь ситуацию одним образом, а когда включаешь повтор - с тренером или индивидуально, ситуация оказывается совсем другой. Условно, в ходе борьбы ты не мог заметить свободного партнера слева или наоборот, что игрок был закрыт. И ты уже понимаешь на будущее, что, если ты не видишь ситуацию для атаки, для передачи, не факт, что ее действительно нет. Так что, конечно, посмотреть на себя со стороны всегда полезно. И я, как и любой игрок, этим пользуюсь.

- В какой мере считаете умение быстро физически и эмоционально восстанавливаться после матчей своей сильной стороной?

- Оценить не возьмусь, но восстановление, на мой взгляд, самый важный компонент в спорте. А главное в нем - это хороший сон, здоровое питание. Ну и при желании можно сходить и потренироваться, сделать профессиональную растяжку или массаж.

- Сложно ли держать уровень концентрации независимо от соперника напротив?

- В целом с годами с давлением научился справляться, поэтому действительно тяжелее настраиваться на команды, которые номинально называют аутсайдерами. Когда выходишь против последней или предпоследней команды таблицы, заставить играть с полной самоотдачей сложнее. Хотя и понимаешь, что каждая игра важна, бывает тяжело настроиться и найти дополнительную мотивацию в себе. Но если это любая игра плей-офф, финальной части или дерби, для меня только в радость. Жалко, что сейчас таких игр мало.

- Вы отмечали, что несмотря на периодические визиты в Санкт-Петербург с предыдущей командой, что-либо посмотреть здесь еще не успели. Сейчас уже составили для себя своеобразный рейтинг того, что хотелось бы увидеть в первую очередь?

- Честно говоря, хотелось бы посмотреть всего и побольше. В «Чеховских медведях» мы подружились с Николаем Емельяненко, который провел в Петербурге немало лет. И я уже попросил у него составить для меня навигационную карту, по которой я бы гулял. В свободное время, конечно.

- А есть ли какое-то хобби, на которое пока не хватает времени, но в отложенных планах обязательно к реализации?

- Конечно, у профессионального спортсмена не так много времени, потому что это твоя работа, ты должен уделять ей основное внимание: тренировки, игры, восстановление, командные мероприятия. Поэтому сейчас какого-то особенного хобби нет. Не знаю, можно ли считать им чтение литературы - хобби это или просто образовательный момент. Книги я действительно люблю почитать в свое время, это расслабляет голову, и в принципе правильно и с пользой проводишь время. А какое-то другое хобби я, наверное, найду уже после завершения карьеры. С женой мы мечтаем путешествовать и посетить как можно больше стран, посмотреть разные места. Мы хоть и много с ней где были, но преимущественно по работе, на играх. Но не было возможности полноценно погулять, так что хочется в этом смысле наверстать упущенное.

- Возвращаясь к предстоящему сезону, какие доминирующие эмоции сейчас можете назвать?

- Главное ощущение - это предвкушение. Сейчас очень важный этап. Подготовка, закладка фундамента, от которого зависит, как мы будем выступать по ходу сезона. Поэтому сейчас мы все в ожидании от начала игр и побед.

Спонсоры и партнеры