"В игре эмоции порой берут верх"

19.07.2024

Правый крайний петербургского гандбольного "Зенита" Евгений Никанович рассказал, что помогло принять решение перебраться в российский чемпионат, кого видит для себя ориентиром в гандболе, и насколько эмоциональным бывает на площадке.

- Первый вопрос хотелось бы задать о Вашем характере. Со стороны создается впечатление человека-позитива, а что скажете сами?

- Наверное, в жизни и игре характер у меня отличается. Когда в матче наступает момент состязания, момент борьбы, то все, я меняюсь и становлюсь более агрессивным, может быть, хотя стараюсь держать себя в руках. Хоть я и маленького роста, но у меня есть какой-то звериный инстинкт, когда я могу бороться, и хочется побеждать, поэтому эмоции иногда берут свое.

- Решение сменить место жительства и игры - не самое простое. То, что перебрались в Санкт-Петербург вместе с партнером по команде и приятелем - Дмитрием Хмельковым, стало своеобразным эмоциональным бонусом, который помог сделать этот шаг?

- Действительно, переезд в другую страну, даже другой город - это новый этап жизни. Всегда непросто решиться, но все-таки в «Зените» уже было несколько белорусских игроков, поэтому эмоционально на самом деле оказалось попроще, на какую-то поддержку в любом случае можно было рассчитывать. А с Димой мы всегда играли вместе, приезжали сюда вместе, поэтому, разумеется, было легче.

- В минувшем сезоне Вас признали лучшим в своей амплуа в белорусском чемпионате. Большинство игроков политкорректно скажут, что главное - результат команды. Но в какой мере для Вас важны и индивидуальные награды? И какие?

- Наверное, да. Мне кажется для любого спортсмена личный спортсмен тоже важен, наравне с успехами клуба и команды. Быть признанным лучшим было приятно, тем более, это моя первая такая награда. А тут как раз был последний сезон перед переездом. Хотелось доказать, что я являюсь лучшим по позиции. Получилось. Конечно, было приятнее, если бы команда стала первой во всех турнирах. Но сложилось так, что «СКА-Минск» стал вторым в чемпионате Беларуси и третьим в SEHA - Gazprom League. А так хотя бы маленький бонус был.

- Учитывая леворукость и антропометрию, можно ли сказать, что альтернатив в смысле амплуа для Вас не было изначально? И как в принципе пришли в гандбол?

- Когда я приходил в гандбол, я вообще не знал, что это такое, какие есть амплуа и так далее. Первый тренер начал с того, что спросил, правша я или левша. И когда узнал, что левша, обрадовался: «Отлично, ты будешь играть независимо от чего бы то ни было». Меня сразу поставили на правый край. И я даже не думал о смене позиции, что могу играть где-то еще. Потому что в юном возрасте вообще не придаешь значения таким вещам. Просто хочешь играть, радоваться и наслаждаться моментом.

- Вы уже отмечали, что в каком-то смысле ориентиром для Вас выступает Никита Вайлупов. Но, может быть, на первых порах пристально смотрели за кем-то другим?

- Конечно, в юном возрасте это были, могу их сейчас так называть, легенды белорусского гандбола - Денис Рутенко, Иван Бровко. Я всегда ими восхищался, особенно Ваней, потому что этот человек по сути сделал себя сам. Его фирменные броски это было что-то. Когда я только начинал заниматься, я поражался, как вообще можно так бросать. Денис Рутенко - тоже очень опытный гандболист, отличный игрок, прекрасный человек. Я с ним хорошо общаюсь, когда вижусь. Это реально были мои кумиры, наверное, с детства. А Никита с того момента, когда мы познакомились, когда я попал в сборную, давал мне советы, по которым я работал. Потом он начал выкладывать ролики в соцсети. Как он работает, какие упражнения применяет для роста мастерства крайнего игрока. И это отличный показатель, что человек - профессионал, что он делится своим опытом. И желаю Никите только прогресса в дальнейшем и хорошей игры.

- Огромное количество качественных гандболистов вышло из школы минского гандбола. В чем главный секрет ее продуктивности на Ваш взгляд?

- Не знаю, наверное, стремление стать лучше. Потому что действительно в минском СКА очень хорошие тренеры, очень хорошая гандбольная работа. И ребята уже с юных лет стремятся попасть в основную команду, поскольку СКА - это великий клуб с богатой историей. И поиграть за него стоит многого. Плюс этот клуб узнаваем во всем мире, завоевывал в своей истории множество трофеев, стать его частью - дорогого стоит.

- А знаете ли, кто в структуре нынешнего «Зенита» «старейший» представитель белорусского гандбола?

- Наверное, наш директор, Сергей Геннадьевич Зиза. Когда мы общались по поводу моего перехода в петербургскую команду, он рассказывал, что сам он из Беларуси и успел поиграть за структуру СКА. И я, честно говоря, был этому удивлен.

- В какой мере Ваши мечты в гандболе формализованы и конкретны?

- Гандбол стал частью моей жизни, и я хочу развиваться в нем, останавливаться уже точно нельзя. А так с каждым маленьким шагом буду приближаться к моей мечте. Переход в «Зенит» тоже стал частью чего-то нового. Новой жизни для меня, новый переезд, новый город, новая команда. Надеюсь игроки и тренерский штаб поможет мне в том, чтобы реализовать все мои задачи. Как личные, так и командные.

- Назовете ли характерным для себя постоянство в том, что находится вне гандбольной площадки, например, каких-либо увлечениях?

- Вне гандбола, наверное, нет какого-то постоянства. Всегда интересно что-то новенькое посмотреть. Хотя хобби завести достаточно трудно, учитывая тренировочный график. Но в любом случае стараюсь уделять время семье, друзьям. В тот же футбол можно поиграть отпуске. С музыкальной школой, конечно, закончено, это пройденный этап (смеется - прим.). А вообще самое лучшее для меня, что может быть, это путешествия, потому что очень нравится посещать новые для меня достопримечательности. Это крайне познавательно, стараюсь уделять этого внимание.

- Как часто прежде бывали в Санкт-Петербурге, если не считать матча SEHA - Gazprom League минувшего сезона?

- Единственный раз. Лет восемь назад, когда приезжал сюда с семьей. Так что весенняя игра с «Зенитом» было моим вторым явлением в этом городе. За год до этого на Финал четырех SEHA - Gazprom League я, к сожалению, не попал из-за травмы, хотя очень хотел. Но надеюсь, что сейчас Санкт-Петербург меня очень хорошо примет.

- Насколько себя можете назвать человеком, для которого важны приметы и суеверия?

- В какой-то степени я в это верю, в какой-то нет. С одной стороны, в любой ситуации хочется не полагаться на удачу. Но гандбол - это очень интенсивная игра, и момент удачи в ней может присутствовать. Где-то добежал и оказался в нужном месте в нужный момент. Конечно, это можно списать на мастерство, но фактор удачи все равно присутствует.

- Полушуточный вопрос: сейчас в «Зените» сразу два белорусских разыгрывающих. Рассчитываете ли благодаря этому на более частые передачи?

- Конечно, можно пошутить и сказать, что да, мы уже обо всем договорились. Но если серьезно, все зависит от самоотдачи, реализации моментов. Если партнеры по команде - белорусы или россияне - будут доверять, то пасы придут в любом случае.

- Какова для Вас наиболее значимая интрига в предстоящем сезоне?

- Пока мы еще не так давно вышли из отпуска. Пришли новые игроки, сейчас будем сыгрываться, отрабатывать разные гандбольные моменты. Поэтому просто хочется сказать, что ожидается хорошая игра, хороший гандбол.

Спонсоры и партнеры