"Гандбол сперва не понравился, но втянулся быстро"

07.06.2020

Цикл портретных интервью с игроками "Университета Лесгафта - Невы" продолжает беседа с правым полусредним петербургской команды Виктором Бабкиным.

- Не уверен насчет всего российского гандбольного чемпионата, но применительно к мужской Суперлиге по-прежнему сохраняется ваша уникальность, как человека, родившегося двадцать девятого февраля. А вообще размах празднований дня рождения в этом случае в високосный год отличается?

- Ну вот так вышло, что день рождения раз в четыре года, повезло (смеется - прим.). А на самом деле как-то не думаю об этом и первого марта в остальные годы отмечаю точно так же. Ну а как иначе? Нельзя же без дня рождения.

- Шутка про возраст, вероятно, уже давно успела приесться? Наверняка, кто-нибудь в этом году поздравлял на с 28-летием, а с седьмым днем рождения?

- Скорее, не столько шутят, сколько удивляются. Все же родиться двадцать девятого февраля - достаточно большая редкость.

- А в принципе любимые праздники в году есть?

- Соответствующее настроение, наверное, в каждый из главных праздников, но при этом не могу сказать, что люблю их отмечать каким-то особенным образом. Будь то даже день рождения. Таланта собирать большие компании у меня нет, есть достаточно узкий круг людей, с которыми я близко общаюсь, в нем и празднуем.

- Два года назад выступления в составе «Невы» принесли вам первую медаль чемпионата России по гандболу. В какой мере положительные эмоции от того события оказались похожи на настроение, которое испытываешь в «классические» праздничные дни?

- Радость, конечно, была очень большая, но вот так, чтобы с сравнить ее с чем-то еще... Сложно. Думаю, что именно таких эмоций прежде все-таки не испытывал.

- Путь к призовому месту в национальном чемпионате с момента начала занятий гандболом потребовал пятнадцати лет жизни. А как в свое время сложилось прийти в гандбол?

- Это было в пятом классе, когда к нам на урок пришел тренер в поиске рослых ребят. Узнав, что я к тому же еще и левша, предложил прийти на занятия. Поначалу мне не понравилось, но затем втянулся и вот уже семнадцать лет остаюсь в этом виде спорта.

- Чем-то до гандбола в спортивном отношении заниматься приходилось?

- Не скажу, что очень серьезно, но увлекался тхэквондо. Им занимался мой дядя, помогавший в секции тренеру и пригласивший туда же и меня. Получалось неплохо, но в какой-то момент я прилично растянул мышцу, пролежал дома месяца три и с тхэквондо решил в итоге завязать.

- Какое первое впечатление произвел Владимир Крайнов, под руководством которого начали заниматься гандболом, и что же все-таки так не понравилось в первое время?

- Впечатление тренер произвел человека интеллигентного, но в то же время любящего дисциплину. Мог иногда на нас накричать, но не без повода, а когда мы начинали слишком много «тупить». Что же касается моего отношения к самим занятиям, то я уже и не помню. То, что я не хотел ходить на тренировки, вспоминала моя мама. Но, мне кажется, во вкус я вошел довольно быстро, за какой-нибудь месяц, поняв, что бегать, прыгать, бросать мяч - как раз то, что мне нравится.

- Даже после этого, предположу, разные составляющие занятий нравились по-разному. Что меньше всего?

- А какие могут быть варианты для детей? Конечно, больше всего уставали и морально и физически от ОФП, а приятнее всего, напротив, было возиться с мячом. Особенно когда играли на счет, на наказания, включался азарт. И на счет мы играли постоянно, на каждой тренировке. Но и общей физической подготовки было очень много. Хотя не всегда она была монотонной. Еще в детстве часто ездили в спортивный лагерь на Волгу, там бегали с камнями по плитам, было много тренировок на песке. Очень сложные с точки зрения нагрузки упражнения, но в то же время было интересно. Поездки вообще серьезно добавляли интереса - на зональные соревнования, финал первенства России. Даже несмотря на то, что медали мы выигрывали не слишком часто.

- Самые запоминающиеся поездки того времени, не обязательно со спортивной точки зрения, выделить можно?

- Я придерживаюсь такого мнения, что в любом городе, даже самом маленьком, всегда есть, что посмотреть. Так что, конечно, всегда в таких спортивных поездках много гуляли, смотрели. Если говорить о самых дальних выездах, наверное, им был Санкт-Петербург, Гатчина. Но это уже чуть позже - лет в пятнадцать-шестнадцать, когда ездили на Спартакиаду.

- На одной архивной фотографии, сделанной после юношеских соревнований в Чехове, кроме вас можно узнать и Дмитрия Шелестюкова. Кроме него из той группы, в которой начинали заниматься, еще кто-то в Суперлиге сейчас играет?

- Нет, только мы вдвоем. Многих я встречаю в Волгограде, общаемся, но с гандболом они завязали уже давно. С Дмитрием Шелестюковым же мы действительно занимались в одной группе. Точнее, он начал чуть раньше, тренировался вместе со старшим братом. А потом уже создали группу из игроков 1992-го года рождения, в которую добавился и я.

- Много человек было в группе?

- Сначала где-то до тридцати человек. Мы как муравьи по залу бегали, но отсев происходит быстро. Где-то в течение года нас осталось двадцать, а еще спустя пару лет группа сократилась еще немного - до размера заявки гандбольной команды.

- Возвращаясь к теме «нестандартного» дня рождения, не обойтись без вопроса о просто-таки уникальном случае. Если верить архивной статистике, ваш дебют в Высшей лиге дублирующих составов за молодежный «Каустик» случился 29-го февраля 2008-го года, то есть в день шестнадцатилетия, ну или в четвертый день рождения. Причем опять-таки на основании этой статистики и двум нереализованным броскам можно утверждать, что участие не ограничилось сидением на скамейке запасных. Хорошо запомнился тот момент?

- Честно говоря, совершенно не помню его. Есть подозрение, что было стыдно, как сыграл, поэтому и забыл (смеется - прим.).

- Опять-таки, если опираться на статистику тех лет, то можно увидеть, что много атак были проведены с края. А каким в принципе было родное гандбольное амплуа?

- Так я и начинал как крайний игрок, и даже уже в «Каустике» поначалу играл на этой позиции. Но постепенно все больше времени получал в качестве полусреднего, где мне на самом деле больше нравилось играть, и я с самого начала занятий все время просил тренеров меня использовать в задней линии. Хотя бы немножко. Когда же окончательно перешел на позицию полусреднего, уже не вспомню. Повторюсь, это было как-то постепенно.

- Позиция правого полусреднего в гандболе из-за объективного дефицита высокорослых левшей традиционно ценится особо. На своем примере когда-либо удавалось прочувствовать особую внимательность или, может быть, определенные бонусы по отношению к игрокам этого амплуа?

- Честно говоря, никогда об этом не задумывался и не обращал на это внимания. Моя задача - тренироваться, делать свое дело, пусть не всегда это получается так, как хотелось бы. Но в любом случае стараюсь изо всех сил, лишний раз не придавая значения тому, что обо мне думают другие.

- С момента дебюта в молодежной Высшей лиге до первого матча уже в сильнейшем гандбольном дивизионе прошло целых шесть сезонов. Неужели за все это время не было мыслей бросить вид спорта?

- Не было. Просто развивался постепенно, когда же наконец дорос до Суперлиги, был этому рад и, что называется, «попер» уже дальше. Хотя поначалу, конечно, времени на площадке получал не слишком много - минут по десять.

- В таком режиме прошли еще два сезона, за которые вы забивали по двадцать с небольшим голов. И вот начало сезона 2015-16 годов, когда такой показатель оказался перекрыт уже за полтора с небольшим месяца. Другой вопрос, что на этом выступления в Волгограде в том году и завершились...

- Все из-за финансовых проблем в клубе, когда игрокам сказали по возможности искать варианты. Однако у меня поначалу вариантов никаких не оказалось, и я вовсе выпал из игры вплоть до начала следующего года. Именно тогда мне позвонили из Снежинска, и я согласился, проведя вторую половину чемпионата уже в «Сунгуле».

- Один из первых матчей за новую команду предстояло сыграть как раз в Волгограде. Не была ли та игра особо сложной или, напротив, простой в эмоциональном плане?

- Еще раз отмечу, что стараюсь не обращать внимания на второстепенные факторы и не делить матчи по важности. У меня есть свое дело, которое я делаю. Всей командой мы решаем уже командные задачи. Это главное, о чем нужно думать на площадке.

- К вопросу об атмосфере в «Сунгуле», были ли какие-то игры, на которые команда выходила с особым настроем - скажем, против лидеров чемпионата или, наоборот, против непосредственных конкурентов в таблице?

- Ну как по большому счету мы могли выделять для себя какие-то встречи, если мы всего за сезон выигрывали три-четыре матча. Если добиться успеха удавалось, само собой, это было приятно независимо от соперника, но и готовились в психологическом плане ко всем так же одинаково.

- Вспоминая снежинский отрезок своей игровой карьеры, Кирилл Воронин отмечал, что в этом закрытом городе в бытовом плане бывало откровенно скучно. Какие развлечения для себя удавалось найти в вашем случае?

- В моем случае все было проще, я достаточно быстро сдружился с местными ребятами. Пусть город и маленький, но зато там отличная природа - леса, озера. Часто гоняли на шашлыки, ходили в баню. Баня по четвергам в Снежинске для меня вообще была обязательным пунктом в расписании.

- Уже в первые полсезона в Снежинске вам удалось пополнить количество собственных голов в Суперлиге сотней голов, а в следующем чемпионате это число вовсе превысило две сотни. Пристально ли следили за движением к этой планке и если да, то в какой момент начали о таком персональном достижении задумываться?

- Насколько помню, какой-то самоцелью забить именно двести голов за сезон для меня не было. Может быть, больше внимания обращал на результаты главных бомбардиров в других командах, сравнивая. Но опять-таки важнее было, чтобы мои голы помогали общекомандным результатам. Периодически меня ставили и в защите, так что старался помогать и на своей половине площадки.

- Если посмотреть на итоговый статистический протокол после игры, то какой из компонентов, кроме количества голов и процента реализации бросков, особенно интересен?

- На мой взгляд, каждая графа этой таблицы очень важна, потому что все они отражают результативность твоих действий на площадке. Жаль, что все-таки не всегда цифры полностью совпадают с тем, что реально происходило в игре, так что иногда хотелось бы пожелать большей внимательности специалистам по ведению статистики (улыбается - прим.).

- Существенное количество голов из двухсот за сезон 2016-17 годов были забиты с семи метров. А кто из исполнителей гандбольных пенальти нравится больше всего, будь то российский чемпионат или мировой гандбол в целом?

- Очень нравится в этом отношении Уве Генсхаймер. Техника исполнения у него просто шикарная, я так наверняка никогда не смогу, но в любом случае, даже чтобы приблизиться к такому качеству, нужно отдельно уделять этому на тренировках очень много времени.

- Какой-то из собственных нереализованных семиметровых, оказавшимся самым обидным, в память врезался?

- Их было очень много. Не забивать в таких случаях всегда неприятно, но, возможно, одним из таких моментов особо выделю промах на студенческом чемпионате мира. Мне доверили бросать в послематчевой серии встречи за третье место с испанцами. Бросил в правый нижний угол, а вратарь отбил мяч ногой. В итоге мы заняли четвертое место, а я, выходит, сыграл в этом ключевую роль.

- Оглядываясь назад, можно сказать, что было выбрано неправильное решение в плане направления броска, или сам бросок исполнен недостаточно технично?

- Второе, хотя, если не смог забить, то можно сказать, что и выбрал тоже неправильно.

- Андрей Дьяченко, который так же принимал участие в том чемпионате, отмечал, что для него тот турнир, к слову, не слишком запомнился в его неспортивной части. А что сами скажете по этому поводу?

- Впечатлений было много. Хотя бы потому, что тогда мы были в Португалии достаточно долго. Сперва тренировались там с «Каустиком» - сбор у нас было в Порту, а затем уже переехали на студенческий чемпионат, который проходил в городке Гимарайнш.

- Если говорить не о студенческом турнире, а мировом гандболе в целом, какие сборные по манере своей игры производят самое яркое впечатление по собственным предпочтениям?

- Да все топовые сборные приводят своей игрой в гандбольный восторг - и датчане, и хорваты, и испанцы, выигравшие прошедший чемпионат Европы. Смотрел одну из игр в участием последних, так там в решающий момент Алекс Дуйшебаев забил гол, бросив между ног и защитнику и вратарю. Я, кстати, так тоже забивал (смеется - прим.). Но вообще еще раз говорю, удовольствие получаешь от просмотра матчей любой ведущей сборной, и поучиться есть много чему.

- Ваша собственная манера игры после перехода в «Неву» в чем-то принципиально поменялась, или речь идет только о развитии уже имеющихся гандбольных качеств?

- В «Неве», как мне кажется, я стал гораздо больше думать на площадке. И над своими собственными действиями и над тем, как они влияют на командный результат. Допустим, в «Сунгуле» я забивал за сезон двести мячей, но, если команда при этом выигрывала считанные разы, выходит, что от моей результативности большого толку не было. Поэтому сейчас пытаюсь внимательнее отслеживать, как моя игра в целом может максимально помочь команде.

- И все же одни из самых запоминающихся эпизодов в гандболе - это голы, особенно такой, как был забит вами в начале минувшего сезона - стоя спиной к воротам. Как пришло в голову такое решение, и приходилось ли забивать таким образом прежде?

- Именно такой гол забил впервые, а сам бросок исполнял чисто на удачу. Хотел забить, решил бросить из той позиции, в которой оказался, и, честно говоря, не ожидал, что забью. Однако попал в ворота, а для соперников сам бросок оказался еще большим сюрпризом.

- Подобная спонтанность действий характерна только в гандболе или и в повседневной жизни тоже?

- Определенные вещи я, конечно, планирую, но в целом на этом сильно не зацикливаюсь. Так что можно сказать, что в чем-то действительно спонтанные решения принимать могу.

- Впереди у команд возобновление тренировок, хотя точные сроки старта и мест сборов по-прежнему под вопросом. Но это заботы тренеров и руководителей клубов. А что самым сложным после длительной паузы видится для игроков?

- Как и всегда - войти в игровой ритм. С другой стороны, если получится организовать подготовку такой же по длительности, как обычно, то и каких-то дополнительных проблем, надеюсь, сумеем избежать, и к началу сезона будем готовы.

Спонсоры и партнеры